Исторические часы

Весной 1938 года группа людей, которая столпилась у базарной площади, с трепетом наблюдала, как постепенно разрушались остатки Харлампиевского собора. Раньше на центральной колокольне храма находились старые башенные часы.

История достопримечательности

Базарная площадь, на которой располагался собор – историческое место для города. Харлампиевская церковь была заложена в 1780 году, её основателем стал митрополит Игнатий. После этого собор множество раз перестраивался и менялся, и окончательная версия храма была представлена в 1845 году. Это был новый и красивый храм, выполненный в византийском стиле, дополненный колокольней из камня. На протяжении долгих лет 33-метровая колокольня была одной из главных достопримечательностей города. Внутри она была утроена так, что на верхний ярус вела винтовая лестница с крутыми ступенями. Башенные часы находились на уровне четвертого и пятого этажей.

Точно неизвестно, когда эти часы появились в городе впервые. Одни источники говорят, что колокольня начала функционировать в 1865 году, другие – что на три года позже. К сожалению, из-за течения времени до нас не дошли никакие архивные документы по создателям этого проекта, зато есть данные о последнем смотрителе, который с 1920 по 1238 года контролировал и следил за работой этого уникального механизма. Это был Брагин Г.И.

В то время мастера часовых дел были в почете, и особенно сложным считался труд смотрителей часов. В обязанность таких работников входило не только следить за их работой и регулярно заводить, но и чинить в случае поломки. Именно поэтому работа часов во многом зависела не от создателей, а именно от смотрителя, его опыта и мастерства. И Брагин на протяжении восемнадцати лет прекрасно справлялся со своими обязанностями.

Немного подробнее о механизме башенных часов

Внешне это довольно простое устройство, которое состоит из двух частей. У каждой из них был свой заводной вал. Механизм приводился в движение из главной части при помощи 40-килограммовой гири (или 2,5 пуда). Ход часов оставался точным благодаря большому двухметровому маятнику, который четко отбивал положенные доли. Во второй части находилась гиря в два раза тяжелее, и из-за работы тяги начинал бить с длительными перерывами часовой колокол - так проявлялось полное его звучание. Часы нужно было заводить дважды в сутки.