Исторические часы

Генерал – губернатор Оренбурга граф В.А. Перовский в 1856 году издал указ о строительстве в городе здания, в котором будет размещаться архив. Он пожелал, чтобы оно было выстроено в стиле средневековых замков. Руководить работами поручили мастеру Скалочкину, который являлся крепостным графини Кутайсовой. Спустя год после назначения другого губернатора возведенное здание было решено отдать для нужд гарнизонной гауптвахты. В то время в одном из круглых проёмов верхнего этажа башни были установлены часы, которые до этого украшали здание таможенной башни Гостиного двора. Именно эти часы стали главными уличными часами города Оренбурга.

Последующие события внесли изменения в историю этих часов. В 1931 году часы понравились одному из высокопоставленных начальников штаба Приволжского военного округа, который прибыл в Оренбург. По его указанию часы были переправлены в Самару и их разместили на здании Окружного дома офицеров. А на декоративной башне гауптвахты осталось только пустое место из-под них.

Известно, что гауптвахта просуществовала до 1975 года, а затем здание решили отдать под музей истории города. Один из жителей Оренбурга Николай Степанович Кузнецов, которого в городе знали, как отличного часового мастера, обратился к председателю горисполкома Юрию Дмитриевичу Гаранькину с предложением восстановить часы, которые некогда находились на здании гауптвахты. Интересно, что Кузнецов воевал и в 1942 году во время боя был ранен и оказался в немецком плену. Ему пришлось испытать на себе все тяготы плена, за его спиной три концлагеря, из которых он совершал побеги. За свое спасение он благодарен одному другу, который вывез его как бесплатную рабочую силу из Германии в Швейцарию. Там он работал на часовом заводе, где и обучился часовому мастерству. В 1944 году после приказа Сталина о возвращении всех военнопленных из Швейцарии в Россию, Николая после фильтрации отправили в Оренбург дослуживать в армии, в котором он так и остался жить.

Было у него одно заветное желание – собрать часы своими руками. Однажды, находясь в отпуске, Кузнецов помогал установить первые часы в Новом Афоне. По возвращении домой он принялся за выполнение своего замысла. Мастер едет в Самару, находит часы, некогда снятые с гауптвахты, и фотографирует их. Дома он по снимкам сделал эскизы, а затем по ним - чертежи в двух экземплярах. Один чертеж для изготовления курантов на здание гауптвахты, а другой – для будущего.

На 22 предприятиях выполняли заказ – разные детали для часов. В течение 11 месяцев проводилась сборка часов и в ноябре 1978 года они были уже установлены и запущены. Часовой механизм курантов маятниковый и запускается при помощи гирь, которые поднимаются на высоту 12м. Различен вес гирь: для хода – 120 кг, для боя – 180, для перезвона – 210 кг. Циферблат в диаметре равен 1,5 м, одного завода хватает на 7 суток, а их бой можно услышать через четверть часа, полчаса и час.