Исторические часы

Стоит отметить, что изначально проект Зимнего Дворца, автором которого был известный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, не предусматривал каких-либо часов на фасаде здания. Именно этим объясняется некая недостаточность пространства, для циферблата, вписанного в дельту. Меньший же размер часов, затруднил бы читаемость времени. Но это не так существенно, ведь важней сама история, чем мнения эстетов на уровне «ощущений». О том, как появились эти часы на Зимнем дворце, и что с ними произошло, вы прочтете далее.

История часов Кулибина

Часы Зимнего дворца зачастую связывают с именем русского изобретателя Ивана Кулибина, но, вопреки общему заблуждению, сам он их не создавал, а только перенес. Ранее они отсчитывали время, украшая Чесменский дворец на периферии Санкт-Петербурга, однако государь посчитал иначе, распорядившись об их переносе поближе к центру города. Самого же Кулибина определили смотрителем, обозначив щедрое жалование. События эти датируются 1796 годом, спустя тридцать лет, как строительство самого дворца было завершено. Под часы заранее подготовили чердачное помещение и соответствующе его оборудовали. Однако век их был не так долог, на новом месте они едва успели отсчитать свое сорокалетие. Пожар зимой 1837 года унес с собой не только множество жизней, но и башенные часы, они были непоправимо испорчены огнем.

Восстановление императорской резиденции было начато незамедлительно, но до часов добрались лишь спустя два года. С заданием по созданию новых часов обратились к почтенному механику А.Гельферу, ранее уже сконструировавшего башенные часы для лютеранской церкви имени св.Петра и Павла. Мастер любезно согласился, попросив у его Императорского величества восемь месяцев срока и средства на реализацию. Гельфер выполнил задание в установленный срок, однако чердак Зимнего дворца пришлось перестраивать. При помощи трех колоколов, новый механизм воспроизводил мелодичный бой, а для колоколов требовалось дополнительное место. Причем переоборудование сопровождалось дополнительным усилением несущих опор, общий вес колоколов составлял 292 килограмма. Результат проделанной работы мы наблюдаем уже чуть больше 175 лет, сверяя время по часам и вслушиваясь в колокольный перезвон.